Маркетинговые исследования

Методология маркетинговых исследований:

  1. анализ данных Росстата;
  2. бухгалтерская отчетность предприятий России (ФГУП ГМЦ Росстата);
  3. метод «таинственный покупатель»;
  4. наблюдение;
  5. опрос потребителей;
  6. анализ вторичной информации;
  7. опрос экспертов (участников) рынка;

Определение объема и емкости рынка

Во многих случаях при оценке емкости рынка ограничиваются произведением годовой суммы доходов населения (ДН) на максимальный при данных условиях процент затрат на данную продукцию (товар или услугу) от доходов населения (%МЗДН), равный проценту емкости от дохода населения (%ЕДН): Емкость = ДН ? %ЕДН.

огласно этой формуле, емкость рынка изменяется пропорционально годовым доходам населения. Однако такой подход не учитывает того, что данной продукцией могут воспользоваться лишь те, у кого среднедушевой доход (СДД) находится в определенном диапазоне — от СДДмин до СДДмакс. Более бедным эта продукция не по карману, а более богатым нужна более ценная продукция. Значит, при более точной оценке надо брать доход только этой целевой группы населения (ДЦГ) и максимальный % затрат на данную продукцию от доходов целевой группы (%МЗДЦГ), равный проценту емкости от дохода целевой группы (%ЕДЦГ). Это можно сделать только в случае, если известны оценки значений СДДмин и СДДмакс, а также распределение доходов населения.

Далее, нужно определить долю заинтересованных лиц (%ЗЛ) как максимальный процент потенциальных потребителей от численности целевой группы, кому эта продукция вообще может быть нужна при имеющихся условиях в обществе и на рынке. Тогда годовой доход заинтересованных лиц (ДЗЛ) можно оценить как произведение дохода целевой группы на долю заинтересованных лиц: ДЗЛ = ДЦГ ? %ЗЛ.

Теперь нужно определить средний процент затрат потребителей на данную продукцию от их доходов (%ЗП), и в результате получим следующие оценки Емкости рынка: Емкость = ДЦГ ? %ЕДЦГ = ДЗЛ ? %ЗП = ДЦГ ? %ЗЛ ? %ЗП.

Освоенная доля рынка или процент насыщенности рынка (%НР) определяется отношением: %НР = Объем / Емкость.

Этот вариант дает более удовлетворительную оценку, но при этом надо учесть, что указанные проценты зависят от реального среднедушевого дохода потребителя (СДДП), и поэтому являются средними значениями для данного диапазона среднедушевых доходов. Существенным недостатком такого варианта является трудность оценки значений ДЦГ, %ЗЛ и %ЗП.

Кроме того, Емкость, Объем и доход целевой группы являются по существу среднегодовыми величинами и не могут показать динамику рынка в течение года, особенно в условиях кризиса.

В связи с этим нам пришлось ввести такие новые понятия как скорость продаж на рынке в целом СП(t), текущую емкость рынка E(t), %НР(t) = СП(t) / E(t) и другие. В результате годовая емкость рынка Емкость была определена как среднегодовое значение текущей емкости рынка E(t), которая сложным образом зависит от ситуации на рынке. А функция текущей емкости рынка E(t) определяется методом наименьших квадратов в рамках сформулированной нами экономико-математической модели динамики конкретного потребительского рынка. Аналогичным образом, Объем рынка определен как среднегодовое значение скорости продаж СП(t).

Из вышеизложенного ясно, что даже для оценки емкости рынка простой арифметики явно недостаточно, поэтому требуется обоснованное экономико-математическое моделирование рынка.

В разработанных ЭКЦ моделях потребительских рынков, включающих распределение доходов населения заданного региона, все параметры взаимосвязаны с помощью дифференциальных нелинейных систем уравнений. С помощью специальных алгоритмов находится общее решение для подобранной модели рынка, содержащее все характеристики потребителей и участников рынка за двадцать лет, начиная от возникновения рынка, с шагом в один месяц. В представляемых покупателям маркетинговых исследованиях приводятся лишь основные и наглядные характеристики, чтобы не утопить его в миллионе чисел. Все наблюдаемые и ненаблюдаемые параметры рынка и потребителей сбалансированы между собой на основе метода наименьших квадратов, что позволяет получить наиболее вероятные значения всех параметров модели по известным экспериментальным данным.

В частности, числа участников рынка в заданные годы являются варьируемыми параметрами модели. Если все конкретные участники не известны из-за их многочисленности и малости выручки, то модель позволяет оценить их число и динамику во времени. Наши модели постоянно совершенствуются, объем доступной информации растет, поэтому более поздние исследования дают более надежную оценку динамики рынка. Здесь следует обратить внимание на то, что исследования проводятся в условно постоянных ценах на год исследования, поэтому прямое сравнение объемов рынка без учета инфляции является не корректным.

Мы проводим исследования преимущественно для потенциальных инвесторов, желающих знать перспективы рынка и целесообразные объемы и направления инвестиций в рыночные ниши. Информация также полезна и для руководителей компании, предполагающих развивать фирму, либо наоборот, испытывающих трудности и желающих продать бизнес за приемлемую цену.

У Вас появились вопросы?

Свяжитесь с нами по любому удобному Вам телефону, указанному в шапке сайта. Либо отправьте свои вопросы специалисту и получите ответ в течение 15 минут.

Задать вопрос

Вопрос

*
*
 
*
Закрыть