Страховая лицензия (кэптив)

В области страхового бизнеса все большее значение приобретает так называемое кэптивное страхование, которое осуществляют компании, находящиеся в собственности или под юридическим и финансовым контролем других нестраховых фирм или группы страхователей, желающих застраховать или перестраховать в них свой собственный риск (или риск дочерних организаций).

Кэптивное страхование предполагает учреждение перестраховочной компании в рамках финансовой группы для управления рисками, присущими исключительно данной группе хозяйственных организаций. Недостатками его являются, прежде всего, высокие первоначальные затраты, связанные с учреждением и финансированием деятельности кэптивного страховщика, возможные неблагоприятные изменения налогового законодательства, недооценка потенциальных рисков и опасностей, присущих основному бизнесу финансово-промышленной группы.

Цель создания кэптивных компаний — сокращение расходов на страхование с помощью заниженных ставок премии, ликвидации посредников (брокеров) и экономия на брокерской комиссии (доходит до 25-30%), а также минимизация налогов, при использовании преимуществ оффшорных зоны, где предоставляются льготы по налогообложению.

Основные преимущества кэптивного страхования:

  • получить все преимущества техники контроля над рисками группы, принимая страховые премии, основанные на своем собственном опыте;
  • страхование по более низким ценам;
  • не выплачивать накладные расходы прямого страховщика;
  • получить более низкий общий уровень страховых премий, увеличивая как страховщик число договоров перестрахования и, значит, оформляя их по более низкой цене, чем потребовал бы обычный или прямой страховщик;
  • создать кэптивные фирмы в местах с благоприятным режимом налогообложения;
  • кэптив может предоставлять страхование своему родителю по цене, установленной на уровне необходимых затрат, исключив указанные выше надбавки, выплачиваемые обычному коммерческому страховщику. Тем самым цена, а значит и расходы материнской компании по страхованию могут быть значительно снижены;
  • учредив кэптив, материнская компания может получить прямой доступ к рынку перестрахования, устранив лишнее звено — традиционного страховщика, и тем самым значительно снизить расходы на страховое покрытие, невозможность получить необходимое страховое покрытие на традиционном рынке страхования;
  • включение кэптивной страховой компании в состав группы может расширить возможности материнской компании по управлению денежными ресурсами группы, превратить страхование из источника ежегодных расходов в источник прибыли и в конечном итоге способствовать выходу группы на рынок как профессионального коммерческого страховщика, страхующего как риски группы, так и риски третьих лиц;
  • используя кэптив, предприятие получает возможность строить свою страховую программу в соответствии с его конкретными нуждами, возможность накопления денежных ресурсов через кэптив наиболее эффективным путем;
  • в ряде стран страховые премии, уплачиваемые предприятием страховой компании, относятся к затратам и вычитаются из налогооблагаемой базы. В этих случаях кэптив может стать наиболее эффективным методом для финансирования той части страхового покрытия, которое предприятие оставляет на собственном удержании, и накопления страховых резервов;
  • если кэптив учрежден в стране с благоприятным налоговым режимом (например, в оффшорной юрисдикции), то он может быть освобожден от уплаты налогов на прибыль или доходы.

Кто учреждает кэптив?

Кэптив может быть учрежден одной компанией или ассоциацией компаний. Обычно учредитель кэптива — это крупная компания или группа, не принадлежащая к страховой отрасли, активы которой исчисляются в десятках и сотнях миллионов долларов, нуждающихся в страховой защите. Примером может служить крупное транспортное предприятие — судовладельческая компания (пароходство) или авиапредприятие, осуществляющее перевозки грузов и пассажиров.

Кэптивный бизнес с самого начала получил развитие в таких оффшорных зонах с льготным налогообложением и упрощенной процедурой регистрации и получения лицензий, как Бермуды (острова, являющиеся владением Великобритании в северо-западной части Атлантического океана), Барбадос (независимое государство), Багамы (независимое государство). В дальнейшем статус оффшорных зон получили Каймановы острова (владение Великобритании в Карибском море), Кюрасао (владение Нидерландов в Карибском море), Вермонт (штат США), Мэн (штат США), Дублин (Ирландия), Лабуан (остров, принадлежащий Малайзии), Швейцария, Лихтенштейн, Британские Виргинские острова (владение Великобритании в Вест-Индии), Британская Колумбия (провинция Канады), Гавайи (штат США), Гибралтар, Панама, ряд небольших островов в Атлантическом океане.

Следующие важные факторы обеспечивают привлекательность и эффективность проведения страховых и прочих финансовых операций для кэптивных компаний в этих центрах оффшорного бизнеса:

  • наличие стабильного политического режима, либеральное законодательство (во многих оффшорных центрах лицензии и регистрация производятся в течение нескольких дней после обращения, оплаченный капитал кэптивной компании, например, в Гибралтаре, должен быть не менее 10 тыс. ф. ст., т.е. составляет чисто символическую сумму, что характерно и для многих других оффшорных зон);
  • льготное налогообложение (в Лихтенштейне подоходный налог — от 7,5%, в Ирландии (Дублин) ставка корпоративного налога — 12,5%);
  • развитая инфраструктура (транспорт, телекоммуникации, гостиницы, аэропорты), квалифицированный персонал в страховом деле со знанием иностранных языков (менеджеры, андеррайтеры, юристы, бухгалтеры).
  • не последнюю роль при выборе места учреждения кэптивной компании играют такие факторы, как удобные офисы, качественное жилье, безопасность, возможности для отдыха и развлечений.

Среди этих центров кэптивного бизнеса особое место занимают Бермуды, в которых сосредоточено более 25% общего количества кэптивных страховых компаний в мире (более 4 тыс.). По местным законам кэптивная компания, которая получает прибыль, не облагается налогом, и эта необлагаемая прибыль инвестируется в предприятия и недвижимость, и таким образом компенсируются расходы на страхование.

В соответствии с Регистром компаний Бермуд страховщики имущественных рисков, куда входят и кэптивные компании, подразделяются на 4 класса:

1-й класс включает в себя кэптивные компании, страхующие риски только одного своего владельца,

2-й класс включает в себя кэптивные компании, владельцами которых являются несколько компаний, и кэптивные компании, которые подписывают не только риски своих владельцев, но и риски чужих компаний, причем сбор премии по этим рискам не должен превышать 20% от их общего сбора премии.

3-й класс — к данному классу относятся кэптивные компании, которые подписывают «чужие риски», и сбор премии по этим рискам может превышать 20% от их общего сбора премии, а также предусматривается возможность коммерческого перестрахования.

4-й класс включает в себя перестраховочные компании, которые занимаются перестрахованием катастрофических рисков.

За последние годы Бермуды постепенно превращаются также и в крупный рынок коммерческого перестрахования, занимающий по масштабам 3-е место в мире после Лондона и Нью-Йорка. Кроме того, здесь также развиваются операции международных брокеров и операции с ценными бумагами.

Помимо традиционных оффшорных зон в северо-западной и западной частях Атлантического океана (Бермуды, Каймановы острова, Барбадос, Багамы) и в США, оффшорный бизнес в последнее время получил развитие и в других частях света, как, например, в Азии (на острове Лабуан в Малайзии) и в Европе (Дублин в Ирландии).

Учреждая кэптивную страховую компанию, материнская компания может руководствоваться также и рядом других причин, основные из которых сводятся к следующему:

  1. Выбор рисков. Материнская компания определяет для кэптивного страхования отдельные виды риска, например те, которые традиционно обладают высокой степенью неопределенности. Скажем, некая транспортная компания, обладающая широкой сетью недвижимости, считает наиболее целесообразным застраховать свое имущество через кэптив, с тем, чтобы снизить суммы страховых взносов и возможных, в случае наступления страхового случая, выплат. Однако транспортные средства целесообразнее застраховать в традиционной компании из-за высоких административных расходов (издержек) и довольно больших страховых премий.
  2. Снижение издержек и увеличение доходности. При пользовании услугами кэптивной страховой компании учредитель может уменьшить выплачиваемую величину страховой премии по сравнению с обычным страховщиком до 40%. Несмотря на то, что большая часть рисков подлежит страхованию, существуют и такие, которые вообще не страхуются или вызывают большое беспокойство у страховщиков. Даже если они и принимаются на страхование, возможности их покрытия, как правило, сильно ограничиваются. Наиболее характерным примером такого случая является страхование ответственности работодателя, когда страховщики требовали от страхователя внесения очень высокого страхового взноса (премии) за работников, страдающих от последствий вредных производств. Другими видами страхования с высокой степенью риска, а следовательно, и очень большими страховыми взносами, являются так называемые естественные природные катастрофы (разлив нефти, утечка газа, химических веществ и т. п.).
  3. Сохранение инвестиционного дохода. Базируясь в оффшорной зоне, кэптивные страховые компании позволяют существенно увеличить доходность в результате льготного налогообложения.
  4. Кэптив позволяет материнской компании не только сосредоточить в своих руках все рычаги управления по страхованию своих рисков, но и распространить его на все сферы деятельности, страхование которых представляется наиболее целесообразным, и, наоборот, размещать в традиционных компаниях те виды страховки, которые не дают преимуществ при кэптивном страховании (медицинское страхование и страхование автотранспорта).
  5. При организации кэптивной страховой компании возможна разработка специальной страховой программы для страхователей, позволяющей последним сократить интервал страховых выплат и исключить нехватку средств, предназначенных на эти цели. Во многом это достигается тем, что в противоположность обычной страховой компании материнская компания выплачивает страховые премии, исходя из своих собственных предполагаемых финансовых поступлений.

Заметим, что кэптив необязательно ограничен в своей деятельности страхованием рисков только своего родителя; он может также страховать риски ассоциированных компаний, например дочерних компаний.

Концепция кэптивного страхования также применима в других отраслях коммерческой деятельности — крупные промышленные предприятия, экспортно-импортные организации, финансовые учреждения и промышленно-финансовые группы могут найти целесообразным создание кэптива для обслуживания собственных страховых потребностей.

У Вас появились вопросы?

Свяжитесь с нами по любому удобному Вам телефону, указанному в шапке сайта. Либо отправьте свои вопросы специалисту и получите ответ в течение 15 минут.

Задать вопрос

Вопрос

*
*
 
*
Закрыть