Анализ налоговых соглашений РФ

Межгосударственные налоговые договора могут использоваться для минимизации налоговых выплат участниками международного бизнеса. Для составления эффективных схем налогового планирования следует обращаться к специалистам, имеющим опыт работы с оффшорами и налогами.

На текущий момент почти все государства связаны между собой многочисленными договорами «Об избежании двойного налогообложения». Такие договора стали актуальны ввиду развития международных частных отношений и расширения границ транснационального бизнеса. Основной причиной заключения таких соглашений является стремление государств исключить обложение налогом одного и того же дохода дважды — в двух странах.

Все государства применяют в соглашениях между собой разные налоговые ставки по дивидендам, процентам по займам, роялти и прочим доходам. Данный фактор служит прекрасным инструментом налоговой оптимизации и трансферного ценообразования. Наиболее наглядным примером может служить договор между Республикой Кипр и Российской Федерацией.

Международные налоговые соглашения или договоры об исключении двойного налогообложения весьма распространены в межгосударственных отношениях. Государства заключают их для обеспечения экономического сотрудничества между своими физическими и юридическими лицами.

В силу противоречий национальных налоговых законодательств стран налоговая ситуация при ведении международной коммерции может оказаться весьма неопределенной. Ввиду этого, начиная с 20-х годов XX века страны начали планомерный процесс заключения таких договоров между собой. Одним из первых таких договоров считается соглашение между Бельгией и Францией. СССР заключил свой первый договор 15 декабря 1925 г. С Норвегией.

Кроме того, в последнее время налоговыми властями всех стран мира все больше внимания уделяется предотвращению уклонения от налогов участниками транснационального бизнеса. Поэтому в большинство договоров включены положения, предусматривающие обмен налоговой информацией и взаимную помощь по ведению таких дел.

Обычно налоговые соглашения заключаются между странами с обычным налогообложением (налоговые юрисдикции), в то время как классические оффшорные страны заключают их в единичных случаях. Это объясняется тем, что налоговые юрисдикции не желают предоставлять очевидный односторонний подход, т.к. в таких оффшорах международные компании не являются налогоплательщиками и получили бы очевидные преимущества. С другой стороны, сами оффшоры тоже избегают этого ввиду наличия стандартного положения о раскрытии информации в рамках типовых конвенций ОЭСР.

Способы использования налоговых договоров

Такие договора имеют важные последствия для налогового планирования. Их используют для выбора той или иной льготной налоговой ставки по соответствующему виду дохода, который в противном случае облагается по ставкам, как для обычных местных компаний.

Прежде всего речь идет о положениях, относящихся к налогам у источника на так называемые пассивные доходы:

  • дивиденды
  • проценты
  • роялти
  • прирост капитала
  • прочие

Благодаря этому, при построении схемы деятельности того или иного международного бизнеса часто существует возможность выбрать юрисдикцию или набор юрисдикций, обеспечивающий минимальные налоговые потери. В этих юрисдикциях и осуществляется регистрация компаний, предназначенных в первую очередь именно для налоговых целей.

Например, в качестве холдингового элемента всей структуры, получающего дивиденды от всех ее составных частей, может использоваться компания из страны, налоговые договоры которой предусматривают минимальную ставку налога у источника на дивиденды, для владения патентами, принадлежащими данной структуре — компания из страны, куда с минимальными потерями могут выплачиваться роялти и т.д.

Важным моментом является отсутствие налога на этот же доход в такой стране при его выплате на оффшорную головную компанию.

Соглашения могут использоваться и для минимизации налогов в строительстве. Обычно по условиям соглашения строительная площадка, существующая менее определенного периода времени (например, 12 месяцев), не образует постоянного представительства.

Построение типового налогового договора

Как уже указывалось нами, первые налоговые соглашения разрабатывались в начале двадцатого века. С тех пор была проделана огромная работа по выработке и оптимизации стандартных положений налогового договора.

В 1963 г. свою модель налогового договора предложила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С тех пор большинство заключаемых налоговых соглашений следует именно этой модели с небольшими изменениями и дополнениями.

Сущность договора стандартного типа об избежании двойного налогообложения заключается в следующем:

В типовых договорах обычно указываются лица, налогоплательщики, статус резидента, виды облагаемых доходов и имущества, понятие постоянного представительства, порядок обложения, исключение двойного налгообложения.

Уделено место и для доходов физических лиц, в том числе по заработной плате, премий, пенсии и т.д.

Список налоговых договоров РФ

Страна Год подписания соглашения Дивиденды (%) Проценты (%) Роялти (%)
Австралия 2000 5/15 10 10
Австрия 2000 5/15 0 0
Азербайджан 1997 10 10 10
Албания 1995 10 10 10
Алжир 2006 5/15 0/15 15
Армения 1996 5/10 0 0
Белоруссия 1995 15 10 10
Бельгия 1995 10 10 0
Болгария 1993 15 15 15
Бразилия 2004 10/15 0/15 15
Великобритания 1994 10 0 0
Венгрия 1994 10 0 0
Венесуэла 2003 10/15 5/10 10/15
Вьетнам 1993 10/15 10 15
Германия 1996 5/15 0 0
Греция 2000 5/10 7 7
Дания 1996 10 0 0
Египет 1997 10 0/15 15
Израиль 1994 10 10 10
Индия 1997 10 10 10
Индонезия 1999 15 0/15 15
Иран 1998 5/10 0/7,5 5
Ирландия 1994 10 0 0
Исландия 1999 5/15 0 0
Испания 1998 5/10/15 5 5
Италия 1996 5/10 10 0
Казахстан 1996 10 10 10
Канада 1995 10/15 10 0/10
Катар 1998 5 5 0
Кипр 1998 5/10 0 0
Киргизия 1999 10 10 10
Китай 1994 10 10 10
Корея (КНДР) 1997 10 0 0
Корея (РК) 1992 5/10 0 5
Кувейт 1999 0/5 0 10
Ливан 1997 10 5 5
Литва 1999 5/10 0/10 5/10
Люксембург 1993 10/15 0 0
Македония 1997 10 10 10
Малайзия 1987 15 15 10/15
Мали 1996 10/15 15 0
Марокко 1997 5/10 10 10
Мексика 2004 10 0/10 10
Молдавия 1996 10 0 10
Монголия 1995 10 10 20
Намибия 1998 5/10 10 5
Нидерланды 1996 5/15 0 0
Новая Зеландия 2000 15 10 10
Норвегия 1996 10 0/10 0
Польша 1992 10 10 10
Португалия 2000 10/15 0/10 10
Румыния 1993 15 15 10
Сербия 1995 5/15 10 10
Сингапур 2002 5/10 0/7,5 7,5
Сирия 2000 15 0/10 4,5/13,5/1
Словакия 1994 10 0 10
Словения 1995 10 10 10
США 1992 5/10 0 0
Таджикистан 1997 5/10 0/10 0
Таиланд 1999 15 0/10 15
Туркмения 1998 10 5 5
Турция 1997 10 10 10
Узбекистан 1994 10 10 0
Украина 1995 5/15 10 10
Филиппины 1995 15 15 15
Финляндия 1996 5/12 0 0
Франция 1996 5/10/15 0 0
Хорватия 1995 5/10 10 10
Черногория 1995 5/15 10 10
Чехия 1995 10 0 10
Швейцария 1995 5/15 5/10 0
Швеция 1993 5/15 0 0
Шри-Ланка 1999 10/15 0/10 10
ЮАР 1995 10/15 10 0
Япония 1986 15 10 0/10

У Вас появились вопросы?

Свяжитесь с нами по любому удобному Вам телефону, указанному в шапке сайта. Либо отправьте свои вопросы специалисту и получите ответ в течение 15 минут.

Задать вопрос

Вопрос

*
*
 
*
Закрыть