Антиоффшор (ОЭСР, ВАС РФ, МинФин РФ)

Антиоффшорное регулирование (Антиоффшор) — это комплекс международных договоров и внутреннего законодательства страны.

Антиоффшорные меры путем валютных ограничений, контроля, а так же сбора и анализа информации, касающейся взаимоотношений «резидентов РФ и оффшорных компаний, направлены на обеспечение борьбы с отмыванием «грязных» денег с учетом рекомендаций FATF. Суть ограничений сводится к контролю (финансовому мониторингу) за всеми сделками между резидентами и нерезидентами, расположенными в оффшорных зонах.

Эти меры направлены на:

  • ужесточение контроля над хозяйственной деятельностью местных юридических и физических лиц;
  • ужесточение требований при ведении бухгалтерского учета, подачи отчетности и аудита;
  • ужесточение требований банков при выплате за рубеж даже тех сумм, которые по закону не требуют паспорта сделки (менее $5000);
  • осложнение при применении писанных норм закона в отношении налоговых льгот, пониженных ставок;
  • осложнение при применении международных налоговых соглашений РФ.

Чем регулируется:

  • Налоговым кодексом РФ;
  • Законом «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • Законом «Об отмывании денежных средств и противодействию финансированию терроризма»;
  • Приказами МинФина РФ (в частности, «О списке оффшорных юрисдикций»);
  • Приказами ЦБ РФ;
  • ФинМониторингом РФ, имеющим право затребовать информацию у банков;
  • Постановления ми ВАС РФ;
  • Нормативными актами иных министерств и ведомств.

Все эти антиоффшорные ограничения весьма существенно затрудняют бизнесмену ведение транснационального бизнеса, хотя ввиду развития технологий и коммуникаций такой бизнес можно считать неизбежным процессом. Поэтому, несмотря на любые из вышеуказанных ограничительных мер, международный бизнес находил, находит и будет находить способы его оптимизации с точки зрения своей коммерческой стратегии и бизнес планирования в рамках, не противоречащих закону.

Все эти меры отражаются не только на бизнес-процессах, осложненных иностранным элементом, но и на внутренней арене. Жесткая политика налоговых органов и неблагоприятные постановления ВАС РФ от 2008 и 2009 гг. вызвали дополнительные трудности для налогоплательщиков.

В то же время, недавно был принят ряд благоприятных Постановлений ВАС РФ, который позволил налогоплательщикам более уверенно защищать свои позиции в суде.

Например, был принят ряд Постановлений ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 17152/09, Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 1997/10 и др.), суть которых сводится к следующему: в рамках налоговых проверок налоговые органы должны стремиться не к максимальному доначислению налогов, а к определению действительных налоговых обязательств налогоплательщика.

Эта позиция ВАС РФ имеет исключительное значение для случаев:

  • в рамках налоговой проверки происходит переквалификация сделок или деятельности налогоплательщика, в т.ч. налоговый орган пытается признать сделки притворными или мнимыми;
  • по налоговой проверке доначисляются налоги, которые должны уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог, НДПИ, ЕСН, пенсионные взносы, прочее);
  • налогоплательщик отразил свои налоговые обязательства не в той налоговой декларации, в которой должен был их отразить, но в правильном периоде;
  • налогоплательщику вменен неучтенный доход без определения расходов, относящихся к такому доходу. В такой ситуации суды признают, что налоговая база определена неверно, а действительные налоговые обязательства налогоплательщика не определены;
  • в период проверки налогоплательщик или налоговый орган выявил переплаты, которые должны быть учтены при определении суммы недоимки по акту проверки и др.

Позиция налоговых органов всегда сводилась к признанию затрат в составе расходов и принятию уплаченного НДС к вычету. Для этого установлен особый порядок. Если налогоплательщик не воспользовался этим правом, то он должен подать уточненную налоговую декларацию. Без подачи такой декларации налоговый орган не обязан учитывать те переплаты налога, которые образуются в связи с переквалификацией обязательств налогоплательщика в рамках проверки.

Обычно учитываются только переплаты, которые заявлены плательщиком в течение трех лет с момента их возникновения. Этот метод не основан на законе. Обязанность налогового органа — это прежде всего определять действительные налоговые обязательства по результатам налоговой проверки с учетом всех прав налогоплательщика, включая право на зачет выявленных переплат.

У Вас появились вопросы?

Свяжитесь с нами по любому удобному Вам телефону, указанному в шапке сайта. Либо отправьте свои вопросы специалисту и получите ответ в течение 15 минут.

Задать вопрос

Вопрос

*
*
 
*
Закрыть